1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2010

 

ЙО-ХО-ХО И БУТЫЛКА ВОДКИ

СПС спускается с небес и входит в штопор

Либерально-демократическая общественность страны возмущена не на шутку. Тема праведного негодования – мартовские выборы в регионах. Наиболее востребованные речевые обороты – «зачистка политического поля», «административный ресурс» и «самоуправство на местах». Герои дня – «Яблоко» и Союз правых сил.
Все дело в том, что в ряде регионов эти партии сняли с выборов.


***
Мотивация «недопуска» везде разная. И везде – смешная. В Дагестане кандидаты от СПС вроде бы сами отказались – причем письменно – от участия в выборах. Избирком пошел навстречу осторожным правым товарищам, а потом – по версии СМИ – партийное руководство не очень вежливо сообщило своим неверным соратникам, что надо быть смелее. И велело участвовать. Но – увы! Избирком в Дагестане совсем не то, что избирком в Москве. На Кавказе так не принято: сегодня слово дал, завтра забрал. Пацан сказал: «не иду на выборы» - значит, и не пойдет.
В Питере – и не только – избирательная комиссия забраковала слишком много «правых» подписных листов. В Красноярске и Омске «птенцов гнезда Немцова» и вовсе обвинили в подкупе избирателей и проводят в офисах партии обыски.
Понятно, что случайными все эти совпадения быть не могут. И общественность негодует не зря. Дело пахнет заговором. Избиркомы регионов объединились против «правых» и не дают им ни единого шанса.
И вот здесь хочется вставить небольшую ремарку. А был ли он вообще, этот шанс?
…Роскошный белый лайнер с гордой надписью «Россия». Внутри – трое. Они сидят на белых – опять-таки – кожаных диванах и рассуждают. Они решают, как им обустроить Россию. Их лица серьезны и сосредоточены. Они хорошо и дорого одеты и все трое прекрасно выглядят для своего возраста. В лайнере летят Хакамада, Немцов и Чубайс. Это - рекламный ролик партии Союз Правых сил несколько лет назад.
Правый креатив сразу же породил массу аллюзий и домыслов. Во-первых, все натурально заинтересовались – куда это они летят? Часть населения – причем, немалая – до сих пор уверена, что в Лондон. Версия подтверждается тем фактом, что все последнее время никого из трех не видно и не слышно. Только про Хакамаду есть относительно точные данные: устраивает курсы для желающих начать свой бизнес, организовать партию и познакомиться с мужчиной. Или нет, это уже не она, это Ксюша Собчак. Ну не важно – так или иначе, гг. Немцов, Чубайс и Хакамада почти исчезли с телеэкранов. Лишили нас счастья лицезреть…
Еще один тонкий подтекст того старого ролика тоже бросился в глаза сразу и многим. Белый лайнер в белых облаках, белые диваны… Знаменитое «все в дерьме, а я весь в белом» напрашивалось само собой. И усугублялось самой идеей лайнера. Они, значит, вверху, - небожители. А все остальные – где придется.
Словом, с точки зрения идеологии и креатива ролик был, прямо скажем, не просто неудачным. Он еще тогда наводил экспертов на мысль об откровенном саботаже и диверсии. Не иначе режиссер или сценарист, а то и вся группа дружно продались Кремлю. После такого ролика рассчитывать правым было не на что.
И совершенно напрасно вы думаете, что они этого не понимают. Они понимают. И даже пробуют менять идею. Так сказать, пытаются спуститься с небес на землю и приблизиться к электорату.
Начать решили с глухой Сибири. В городе Омске, по словам некоего Сергея Нигматзянова, за поддержку правых избирателям предлагали 100 рублей и бутылку водки. То есть, ты даешь СПС голос, а партия тебе – пол-литра.
Решение, слов нет, сильное. Электорат, правда, подкачал: вместо того, чтобы вылакать «пузырь» по-тихому, люди побежали жаловаться в избирком. А знаете, почему? Потому что за годы полетов в белых лайнерах лидеры СПС, равно как и правые политтехнологи, окончательно перестали разбираться в той самой «загадочной русской душе», которая и заставляет гражданина ставить галочку в нужном месте бюллетеня. Кто, скажите, надоумил предлагать русскому только одну бутылку «беленькой»? Уверен – подавляющее большинство расценило этот жест как вопиющее издевательство. Это во-первых. А во-вторых – все-таки нельзя шантажировать гражданина России. Вот если бы агитаторы сначала наливали, ставили закуску, говорили по душам, а уж потом предлагали отдать свой голос правым, то, возможно… А ультимативное: будет голос – будет водка, - нашего человека только раздражает.
В общем, как ни крути, результат один. Попытка снизойти до электората оказалась чересчур резкой. Лайнер вошел в штопор. С диалектической точки зрения все объяснимо: ни человеку, ни зверю, ни правому не дано изменить свою природу. И если уж привык парить высоко и во всем белом, то лучше там и оставаться. В смысле – в лайнере. Или в Лондоне. Потому что к белым у нас относятся крайне подозрительно. Может, правым попробовать сменить цвет? Для следующего ролика вполне подойдут революционные красные шаровары.


Марк ДЕЙЧ